» Методический копилка » Статьи

Карпова О.В. "Гуманитарные технологии в условиях современного урока."

Гуманитарные технологии в условиях современного  урока.

«Урок, оснащающий ребёнка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребёнка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы».

Е.Н.Щуркова.

 Урок остаётся главной и единственной формой современного образования на котором встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Конечно же, с течением времени урок претерпевает значительные изменения. Появляются новые образовательные стандарты, внедряются новые информационные технологии, организуется единый государственый экзамен, который предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Каким же должен быть современный урок? Современный урок - это гуманитарный урок.  Работа школе более десяти лет, рождение  собственного ребёнка, позволили мне по другому взглянуть на своих учеников. Задаю себе вопрос, кто передо  мной: отличник, хорошист,  двоечник, ученик который опаздывает, нарушает дисциплину или, наоборот, очень ответственный и аккуратный, готов всегда отвечать и выполнять данные ему поручения. И сама же отвечаю на свой вопрос, нет передо мной  ребёнок, который пришёл ко мне на урок со своими  чувствами, переживаниями, у которого может быть плохое настроение или наоборот, он очень весел и активен. И все эти эмоции учителю необходимо учитывать на своём уроке. Поэтому современный урок должен включать в своё содержание ощущения, чувства, суждения, переживания, отношения участников образовательного процесса. Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить: интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту учащихся. Урок должен быть актуальным, в центре которого дети с их стремлением и настроением. Урок должен быть добрым, а школьные знания должны подготовить обучающихся к жизни. И всё это можно реализовывать с помощью гуманитарных технологий на разных этапах урока. Гуманитарные технологии позволяют педагогу реализовывать профессиональные компетентности востребованные современным обществом. Главные взаимоотношения на уроке «человек-человек», отказ от авторитарного стиля преподавания. Учитель вместе с учащимися  на равных  ведёт работу по поиску и отбору научного знания, подлежащего усвоению. Только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем-то вслед ,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!

(Поэт Николай Рыленков)

Гумунитарные технологии зависимы от человека и направлены  на развитие коммуникации, диалогичности.

Один из важных этапов урока-целеполагание. Рождение любого урока начинается с осознания целей. Именно они определяют систему действий учителя и обучающихся. На данном этапе урока важно, чтобы ребята осознали какое значение имеет данная тема урока в их личностном развитиии и становлении. Поэтому, на этом этапе стараюсь, чтобы обучающиеся самостоятельно формулировали цели урока, а я лишь направляю и помогаю понять важность изучаемого материала , как пример, задаю вопросы: какое значение имеет данная проблема или вопрос в твоей жизни, лично для тебя, твоей семьи, будущих детей, нужны ли данные знания для твоей будущей профессии, для развития твоих умственных способностей, кругозора и т.д. И когда ученик понимает и осознаёт, что это важно лично для него, изучение дальнейшего материала проходит с увлечением и интересом. Конечно, обучающиеся высказывают разные цели, работая в системе гуманитарного образования важно учитывать мнения ребят и включать их в содержание урока, так, например, изучая «Океанию» в 7 классе, мы говорили о происхождении островов, ребята заинтерисовались коралловыми островами и попросили рассказать об этих животных, которые и создают эти острова, более подробно. При изучении темы «Население» в 10 классе учащиеся заинтерисовались своим генеалогическим древом и многие провели настоящее исследование об истории своей семьи. Ребята изучали: сколько детей было у их предков, где они проживали, в какой сфере были заняты.

Тесно связан с целеполаганием следующий этап урока - актуализация знаний. Это этап урока на котором планируется воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задания, вызывающие затруднения или познавательный интерес. Новое знание «открывают» дети. Общение с детьми организовывается так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет реализовываться в этом конкретном уроке.

На данном этапе урока также очень важно, чтобы ученики осознали, почему и для чего им нужно изучать данные разделы программы.

Фрагмент урока в 6 классе «Реки-голубые артерии нашей планеты».

Цели: предметные: сформировать у обучающихся представление о реке, её частях; познакомить ребят с такими понятиями как: питание реки и его виды; выявить взаимосвязи между рельефом и климатом.

Метапредметные: способствовать формированию умений организовывать свою деятельность на уроке, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Личностные: Вовлекать обучающихся в организацию урока, побуждать к диалогу, создавать условия для внутреннего проживания и рефлексии на отдельных этапах урока, предоставлять условия для самостоятельного исследования проблем и явлений.

Эпиграфом к началу урока могут послужить строки Виктора Гюго: «Реки словно гигантские трубы, поют океану о красоте земли, о возделанных полях, пышных городах и славе людей».

Урок проводится в шестом классе и для того, чтобы ученики самостоятельно сформулировали  тему урока можно загадать загадки:

Не конь, а бежит

Не лес, а шумит.(река)

Между гор, между дол

Бежит белый конь. (река)

Течёт, течёт не вытечет

Бежит, бежит не выбежит.(река)

Ребята формулируют тему урока «Реки».

Далее учитель задаёт вопросы: какое значение имеет река в нашей жизни ?

Лично для вас, на планете? Какая река протекает в нашей местности? Почему реки называют «голубыми артериями»?

Учащиеся говорят о том, что реки «кормили» и «поили» людей. Они были естественной преградой от врагов. Не случайно, у человека возникло особое отношение к рекам: «На реке он живал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку… . В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга - матушка, Амур-батюшка, Енисей-богатырь, Ока- красавица…» .

Очень важно когда у ребят появляется желание продолжить познание темы в виде творческой работы, так после изучения данной темы ученики сделали плакат на тему: « Волга-матушка», подобрали стихотворения русских писателей о реках.

Актуализация знаний, постановка проблемных вопросов, связанных с конкретными жизненными ситуациями побуждают ребят мыслить.

Важной составной частью гуманитарного урока является рефлексия, способность оценивать свою деятельность на уроке. Отвечать на вопросы: кем я ощущаю себя на уроке, комфортно ли мне, что я могу предложить, что показалось на уроке трудным, были ли моменты радости и недовольства собой, что удивило и т.д. Конечно, для учителя высшей похвалой является то, когда дети говорят о том, что на уроке им было комфортно и интересно. Когда ученик говорит, что я наконец-то понял почему зимой в нашей местности часты оттепели, или почему образуются овраги. Отрадно, когда после изучения темы у детей появляется много вопросов, которые говорят о заинтересованности учащихся к изучению разных вопросов темы.

Таким образом гуманитарный урок предполагет профессионализм, разностороннее тврчество учителя направленное на совместную согласованную деятельность с обучающимися. Учитель выступает в роли автора современного урока, который включает личностную позицию учеников, а также выступает в роли внимательного слушателя, понимающего собеседника, инициатора диалога, деятеля и эксперта.

О.В.Карпова, учитель географии МОУ лицей№3

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Ольга (29.08.2014)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Категории раздела
Статьи [9]
Рефераты [0]
Классное руководство [3]
Информация для класса
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0